Управление личными знаниями

Есть такое понятие как управление личными знаниями. В Википедии написано, что это сбор, обработка, хранение и использование знаний. Есть ещё такие понятия как управление личной информацией, личная база знаний, личная вики, второй мозг, экзомозг. В целом это всё одно и тоже.

За всю жизнь мы узнаем много полезной информации, но наш мозг не может запомнить всё или моментально вспомнить что-то, поэтому люди начали придумывать способы сохранять личные знания.

После того как люди отошли от наскальных рисунков и устных традиций, и передача знаний перешла на бумагу, со временем начали развиваться и инструменты для управления этим знанием.

Начиная с эпохи Возрождения и до начала 20 века, популярным способом хранения личных знаний были записные книжки (commonplace books). Они были больше похожи на скрапбуки, в которые записывали всё подряд: от рецептов и цитат до таблицы весов и формул.

Записная книга, середина 17-го века. Источник: Википедия.

Предшественниками записных книжек были дневники римских и греческих философов. Но они в основном записывали свои мысли и цитаты других философов (например, «К самому себе» Марка Аврелия). Одна из самых известных записных книжек — это дневник Леонардо да Винчи, в котором почти 13000 страниц заметок и рисунков. Ещё один пример из Италии 15 века — дзибальдоне (zibaldone). Неизвестный итальянец записал свои знания, а потом всё это печаталось как руководство для торговцев, написанное простым языком. Одна из функций этой книги — научить полезным математическим навыкам молодого торговца, используя задачи с практическими проблемами, например, насколько велико дерево или сколько времени потребуется, чтобы добраться до Рима.

Страница с изображением исследования Леонардо плода в утробе матери (ок. 1510 г.). Источник: Википедия.

Похожие книги были в других странах. Например, в Китае они назывались биджи, в Японии — дзуйхицу (например, «Записки у изголовья»). В Польше и Литве в 16-18 веках многие семьи вели silva rerum. Это были домашние, многопоколенченские хроники, в которых записывали семейные традиции, дневниковые записи, текущие события, мемуары, письма, шутки, генеалогические древа, советы и т.п.

Silva rerum из рода Krassowscy. Источник: Википедия.

В качестве примеров таких книг ещё можно посмотреть записную книжку Говарда Лавкрафта, перепечатанную в журнале Wired, или книгу Элизабет Литтлтон (дочери английского писателя Томаса Брауна).


В семидесятых годах прошлого века британский психолог Тони Бьюзен популяризовал такое понятие как «карта мыслей» (mind map). Карта мыслей — это диаграмма для визуальной структурирования информации.

Но похожие визуальные структуры использовались намного раньше. Одно из самых первых — Дерево Порфирия. Древовидная структура оказалось эффективным способом представления информации. Деревом представляли родословную Иисуса Христа, древо добродетелей и древо пороков в средневековой Европе.

Древо двадцати пороков и двадцати добродетелей, Средневековье века. Источник: Википедия.


В конце 18 века, когда Карл Линней выпускал уже 12 издание своей «Системы природы», в которой количество видов растений достигло около 5000 тысяч, чтобы справиться с информационной перегрузкой он начал использовать индексные карточки как инструмент для управления данными. Позже индексные карточки стали стандартом для библиотек. Или, например, они использовались в информационном хранилище Mundaneum, целью которого было объединение в одном месте всех знаний о мире во всех его формах (книги, плакаты, газеты со всего мира и т. д.) в гигантской библиографии. Хранилище это считается предшественником интернета, хотя больше похоже на Википедию. В какой-то момент они даже запустили поисковый сервис, которым мог воспользоваться любой человек в мире, надо было просто прислать запрос почтой или телеграфом, такой Google конца 19 века.

Ящики с индексными карточками в Mundaneum. Источник: Википедия.

Кстати, Владимир Набоков тоже использовал индексные карточки, только для написания романов. Он делал на них записи, которые постепенно копировал, расширял и менял местами, пока из них не получался роман.


Швейцарский учёный Конрад Геснер был одним из первых попытавшихся систематизировать накопленные человечеством знания. В 1545 году после четырёх лет исследований он издал Bibliotheca universalis, каталог всех известных работ на латинском, греческом языках и иврите, всех писателей, которые когда либо жили, с названием всех их работ, и кратким описанием.

В своих учениях, ещё до Карла Линнея, он описал похожую идею: «Во время чтения всё, что кажется важным или полезным стоит копировать на качественный лист бумаги. Каждая новая строка должна использоваться для отдельной идеи. Потом лист разрезается ножницами. Отрезанные кусочки листа распологаются по желанию и сортируются на столе или в маленькие коробочки». Так он изобрёл метод управления знаниями и конспектирования под названием зеттелькастен (Zettelkästen), который позже был более детально описан немецким историком Иоганном Якобом Мозером.

Популярность в современности связана с немецким социологом Никласом Луманом. Его картотека насчитывала 90 тысяч заметок, а за всю жизнь он написал более 70 книг и около 500 статей на социологические темы. Он описал зеттелькастен в своём эссе Kommunikation mit Zettelkästen (на английском Communicating with Slip Boxes).

Пример карточки. Источник: Niklas Luhmann-Archiv.

Сутью метода является обработка информации и связывание с уже существующими знаниями для создания сети. Луман записывал на карточку заметку, формулировал заголовок на одной стороне, а на другой записывал все референсы. В зависимости от места в картотеке, карточке давался ID-адрес, дополнительно указывались связи с другими карточками. Эта информация добавлялась на обе карточки, чтобы поддерживать двухстороннюю связь. Чуть подробнее простым языком можно почитать в статье Ромы Сивожелезова.


Думаю, стоит упомянуть и личные библиотеки, как один из самых старых способов хранения знаний. Обычно такими библиотеками владеют небольшой круг людей или один человек. Самая первая известная на сегодняшний день личная библиотека — это глиняная библиотека Ашшурбанапала, царя Ассирии.

Библиотека Ашшурбанапала в Британском музее. Источник: Википедия.

В наше время уже не имеет большого смысла иметь личные библиотеки, всё уже давно в электронном виде. Мне лично нравятся бумажные книги, хотя читаю чаще электронные. Но если книга мне очень понравится, обычно я покупаю бумажную, чтобы она хранилась дома на полке.

Но можно ли считать коллекцию электронных или бумажных книг личной библиотекой? И осталось ли вообще такое явление как личная библиотека? Для меня — это просто пара книжных полок.


В сентябре 1945 года в журнале The Atlantic было опубликовано эссе американского инженера Вэнивара Буша под названием «As We May Think». В ней он описывает гипотетическое электромеханическое устройство Мемекс, которое могло бы сделать знания более доступными. Буш представлял, что в Мемекс люди будут хранить свои книги, записи, контакты, и при этом иметь быстрый доступ к этой информации.

Мемекс представлял из себя большой рабочий стол, в который были встроены устройства для чтения и записи микрофильмов. На столе находились полупрозрачные экраны, на которых выводились материалы, записанные на микрофильмы. На столешнице также было подобие сканера, на которое можно было положить документ, сфотографировать и добавить получившееся изображение в хранилище.

Иллюстрация к статье «As We May Think». Источник: Википедия.

По словам Буша, Мемекс должен был стать «механизированной личной библиотекой». Устройство «будет использовать хранилище микрофильмов, фотографирование и аналоговые вычислители для облегчения доступа учёным к огромному индексированному хранилищу знаний — любой раздел которого будет доступен с помощью всего лишь нескольких нажатий клавиш».


Почти всё упомянутое переродилось с появлением интернета. Думаю, к записным книжкам (commonplace books) сейчас ближе всего личные вики. Самая внушающая по размеру личная вики, о которой я знаю, это вики Никиты Волобуева.

Один из самых популярных инструментов для составления карты мыслей — TheBrain. Подробнее о нём можно почитать у Глеба Калинина. А для примера, можно погулять по цифровому мозгу Джерри Микалски.

Последнее время всё больше набирает популярность зеттелькастен. Подробнее можно почитать в статье Романа Сивожелезова в Вастрик.Клубе. Инструменты, которые помогут вести заметки этим способом: Zettlr, Roam Research и Obsidian.

Мемекс сейчас по сути — это смартфон. Хотя большая часть личной информации разбросана по разным сервисам. Но вот Эндрю Луис делает свой личный Мемекс, в который сохраняется вся его цифровая активность. Посмотрите демку, которую он показал на конференции, очень впечатляет. Есть ещё сервис с одноимённым названием Memex, который позиционирует себя как цифровое расширение для мозга, и помогает аннотировать и сортировать ссылки, что удобно, например, при исследовании (похожий сервис Hypothesis).

Ещё один пример «второго мозга» можно посмотреть у karlicoss. И посмотрите на эту гигантскую карту инфраструктуры по сбору личной информации с разных сервисов.


Мы потребляем много информации и часто находим эту информацию полезной, хотим использовать её в дальнейшем и иметь в быстром доступе. Это большая когнитивная нагрузка на наш мозг, и не всегда у нас получается отложить важную информацию в долгосрочную память. Особенно в наше время с наличием интернета. Когда люди точно знают, что могут получить доступ к информации в любой момент, им сложнее вспомнить эту информации, но легче вспомнить, где искать эту информацию.

Теряем ли мы способность запоминать? Не знаю. Но «второй мозг», как минимум, помогает нам с этим справиться.


Использованные материалы